История создания обоев

Отделка стен существует с тех пор, как зародилось человечество. Подтверждение этого в виде наскальных рисунков мы до сих пор обнаруживаем в пещерах. Развитие обоев началось с простой занавески из шкуры животных и дошло до современного компьютерного способа печатания.

Облицовка стен из тисненой, позолоченной кожи и занавески из ценных материалов со средневековья являются предметами феодального самовыражения. Привезенная в Испанию мавританскими оккупантами, там называемая испанская кожа, распространилась даже в отдаленных частях Европы. В 14-ом веке изготовители золотой кожи объединились в гильдии и нормировали ее изготовление в цехах строгими правилами: носителем служили дубленые шкуры, которые сначали серебрили, обрабатывали против окисления и затем покрывали патиной с охряной, золотистой лаковой олифой. Затем их роскошно пунсировали (делали дырки для рисунков) или тиснили, сшивали друг с другом и монтировали на стену в форме из обтянутых деревянных рам.

Первые «напечатанные бумаги для наклейки на стену» для гражданского домашнего хозяйства появились также в 14-м столетии. Однако, только после комбинирования изготовления бумаги и печати, стало возможно их серийное производство. Предшественниками современных обоев явились так называемые Dominotiers или бумажные листы Domino, которые еще в 17 веке производились во Франции и Англии. Печать осуществлялась первоначально при помощи отдельных деревянных модулей, совместный оттиск которых создавал раппорт. Эта техника хорошо зарекомендовала себя в печати на ткани. Производство велось в маленьких мастерских, которые и производили бумагу и краски, и осуществляли печать.

Со временем развились более прогрессивные техники ручного печатания: тисненые, позолоченные, расписанные от руки, напечатанные с шаблонов или с древесных форм, с железной слюдой или шерстяной пылью, возник более широкий ассортимент самых разнообразных рисунков. Тогда же были придуманы так называемые панорамные обои, являющиеся, без сомнения, вершиной мастерства. Непрерывные панорамы местностей, состоявшие из боле чем 32 полос обоев, были напечатаны с более чем 3000 различных деревянных форм. Места военных действий, виды городов, ландшафты — работы старых мастеров, выглядят на первый взгляд, как будто бы их нарисовали. Наиболее хорошо сохраненными образцами можно полюбоваться в музее обоев г.Касель.

Лишь во второй половине 19-го века началась промышленная эра обоев. Решающим новшеством послужило внедрение набивки «на движущуюся ленту», т.е. ротационная печать. Машины, которые первоначально приводились в действие паром, обеспечили бурный рост объемов производства и более приемлемые цены. На огромных барабанах машин для клеевой печати можно было набивать одновременно до 18 красок. Формовщики-граверы искусно наносили на печатные валики из массивного дерева металлические перегородки, а окрашиваемые поверхности большого размера заполнялись войлоком. С течением времени этот ремесленный способ производства стал нерациональным, а производительность печати слишком низкой. Новые методы печати, такие как флексография или глубокая печать , все больше вытесняли старую технологию, поскольку обладали гораздо большей скоростью производства.

Всем вышесказанным была описана история создания «одежды для стен» с технологической стороны. Теперь более подробно опишем их эстетическое и стилистическое развитие.

В эпоху Возрождения, во время изобретений и открытий, у торговщев растет уверенность в себе. Новые импульсы исходят из значительных северно-итальянских городов. Такие торговые центры, как Венеция и Флоренция, поставляют ценные материалы для обивки стен, например бархатную парчу и камчатую ткань. Декорации симметричны и покрыты флористическими и мавританскими орнаментами и пестрыми красками. Самые важные помещения богатой буржуазии украшены деревянными панелями и «испанской кожей».

Барокко, эпоха абсолютизма. Огромное влияние на этот стиль оказывает Людовик четырнадцатый, король «Солнце» со своей придворной знатью. Вся их жизнь подчиняется чрезмерной пышности и придворному церенемониалу. Барокко проявляется в тяжелых цветах, шикарных тисненых золотом обоях из кожи, мотивах из изогнутых лент и листа аканта, в самых роскошных инсценировках. Чаще всего это просто пускание пыли в глаза. Так, например, мрамор имитирует гипсовая штукатурка, мебель только создает впечатление изготовленной из дорогих пород дерева, а настоящая шелковая парча и гобелен имитируются покрытыми шерстяным волокном обоями.

В рококо, в позднем барокко, роскошные и тяжелые формы превращаются в изящные, проницаемые и легкие. Типичным становится ассимметричный мотив раковины. Декорирование внутри помещения должно было дать наблюдателю чувственное удовольствие. В тонах оно пастельное и легкое, обвитое тонко сплетенными планками из золотой и серебряной штукатурки. Наряду с нежным цветочным художественным декором, очень популярны так называемые изделия в китайское стиле. Расписанные от руки китайские обои с экзотическими мотивами цветов из области дальневосточной живописи считались огромной роскошью.

Классицизм. После франзузской революции вспоминаются античные прямолинейные общепринятые формы. Элементы греческой и помпейской живописи и символы господства (лавровые венцы, пальмовые листы, колонны), подчиняются слишком строгим и симметричным узорам. Типичным для декорации стен в классицизме является повторение вертикальных, отделанных настенных полей. Это, так называемый гротеск — орнамент, симметрично отраженный в средней оси. Он показывает нежные усики растений и полные фантазии рисунки римского происхождения. Провозглашение Наполеона императором определяет начало стиля ампир. Данный стиль ориентируется, прежде всего, на римские образцы античности.

Бидермейер - фамильярный, направленный на комфорт стиль прогрессирующей буржуазии, порывает с представительной серьезностью наполеоновского стиля ампир. Внутренняя отделка помещений — это выражение простого, добродетельного образа жизни. В это время ценятся нежные обои с маленькими узорами и романтичными мотивами из природы. Популярными становятся комнаты с ландшафтными панорамными обоями, которые, как бы, открывают помещение наружу.

В историзме, растущий слой ориентированных на подъем граждан, подхватывает, почти без разбора, разные исторические стили. Пропорции, узоры и цвета комбинируются так же неясно, как и последовательность стилей: новый ренессанс, новый барокко, неоклассицизм, колониальный экзотизм — в то время господствовал полный стилевой плюрализм. В это время перемен и промышленной революции начинается развитие ротационной печати. Она сделала обои фототипии недорогим средством украшения для каждого дома.

Модерн характеризует начало 20-го века изменением стилей. Новое поколение требует света и ясности. Прямой угол и симметрия заменяются языком органической формы. Новые цветочные орнаменты воодушевляют равным образом художников, архитекторов и дизайнеров. Растет репутация художественного ремесла. Органические линии взвиваются над стенами, мебелью и предметами.

Канон форм конкретизируется в стиле Ар-деко. Здесь возникает множество необычных рисунков на обоях. Геометрия и органические символы связываются и абстрагируются.

В 50-ых годах, во время восстановления и экономического чуда, господствует оптимистичная готовность к переменм. Люди стремятся забыть темные годы войны. стиль интерьера стал светлым, легким и филигранным. Под влиянием модернового искусства материалы и обои демонстрируют абстрактные, графические узоры и пастельные рисунки.

В 60-ых годах проявляются плоды экономического чуда. Американский образ жизни оказывает влияние на культурные и другие сферы жизни. Обойные узоры становятся более простыми и традиционными, цвета жилья — более темными. Студенческие бунты и высадка человека на Луне отмечают новый поворотный пункт истории в дизайне обоев. В так называемое время «космического века» возникают футуристические жилые утопии с популярными узорами и узорами вида оптического искусства, резкими красками и огромными рисунками.

До конца 70-тых годов обои вызывали настоящую эйфорию, кроме того большим спросом начинают пользоваться виниловые обои. С началом нефтяного кризиса появляются первые признаки остановки роста. После шока, вызванного терроризмом, у людей возникает сильная потребность в защищенности. На стенах находятся теперь травянистые, велюровые, пробковые и металлические обои. Фотообои также становятся популярными. Такие мотивы, как осенний лес и морской берег с пальмами, помогают забыть страх перед будущим. С усилением движения экологов, начиная с середины 70-тых годов, в помещениях господствуют натуральные, приглушенные краски, девиз того времени: «Джут вместо пластика».

С 80-тых годов растет значение дизайна в интерьере. Узоры и краски уступают место светлой стене со структурной штукауркой. Окрашенные белым цветом обои из грубого волокна, становятся популярными в немецких договорах аренды жилья. Стеклоткань доминирует в оформлении рабочих помещений.

В начале 90-тых годов люди пытаются достичь изменений с помощью проектов известных дизайнеров, таких как Лагерфельд, Сипек, Мендини, Тун и других. 90-тые года — время творческой техники живописи, эта тенденция переносится и на обои.

В начале 2000 года появляется что-то новое. Подхваченные кинопромышленностью и отраслью рекламы, узорные обои становятся снова элементом, делающим моду. Ретро-узоры и обои с мотивами пользуются спросом. Благодаря компьютерной технике печатания впервые стало возможно изготовление обоев по индивидуальному заказу.



Назад к списку